Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск





Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС

Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации должна быть:

- содержательно – насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически – привлекательной.

Развивающая предметно – пространственная среда выступает как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимые условия ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотека, шкафчик с игрушками и т. д.).

При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в нашем детском саду учитывались следующие принципы:

1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе располагающая, почти домашняя, дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

2. Для развития самостоятельности среда в группах вариативная, состоит из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотек, игровых лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная среда меняется в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

3. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно и легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

4. Познавательная среда насыщенная и предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования).

5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда обеспечивает наличием необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием. Актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел.

7. Среда стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики.

Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных зон («Центры», «Уголки», «Площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудование и т. д.). Все предметы доступны детям.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

- уголок для сюжетно ролевых игр («Правила дорожного движения», «Театр», «Машинки», «Куклы», «Магазин», «Почта», «Ателье», «Полиция», «Больница»);

- уголок ряженья (для театрализованных игр);

- книжный уголок;

- зона для настольно печатных игр;

- выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);

- уголок природы (наблюдений за природой);

- спортивный уголок;

- уголок для игр с водой и песком;

- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС

Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации должна быть:

- содержательно – насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически – привлекательной.

Развивающая предметно – пространственная среда выступает как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимые условия ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотека, шкафчик с игрушками и т. д.).

При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в нашем детском саду учитывались следующие принципы:

1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе располагающая, почти домашняя, дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

2. Для развития самостоятельности среда в группах вариативная, состоит из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотек, игровых лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная среда меняется в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

3. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно и легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

4. Познавательная среда насыщенная и предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования).

5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда обеспечивает наличием необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием. Актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел.

7. Среда стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики.

Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных зон («Центры», «Уголки», «Площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудование и т. д.). Все предметы доступны детям.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

- уголок для сюжетно ролевых игр («Правила дорожного движения», «Театр», «Машинки», «Куклы», «Магазин», «Почта», «Ателье», «Полиция», «Больница»);

- уголок ряженья (для театрализованных игр);

- книжный уголок;

- зона для настольно печатных игр;

- выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);

- уголок природы (наблюдений за природой);

- спортивный уголок;

- уголок для игр с водой и песком;

- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).