Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск





Научно-исследовательская деятельность


Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности. В процессе опытно-исследовательской деятельности воспитатели дают детям доступную им естественно-научную информацию, подводят их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Педагогами детского сада подобраны эксперименты доступные детям дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и совершенно безопасные.


1.   Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.


1.1 Активное  использование результатов исследования  в практической   (игровой, бытовой) деятельности ;

1.2. Классификация на основе сравнения (снег - лед), по силе (ветерок – метель), по плотности и фактуре (игра «Кто больше назовет качеств и свойств»);

1.3. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

·         развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

·         выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

·         развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);

·         развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

·         развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);

·         познакомить с основными  чертами  рельефа планеты: вулканы, горы, озера;

1.4. Развитие у детей  умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль).

1.5. Развитие у детей умственных способностей

1.6. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение).

1.7. Формирование способов познания путем сенсорного анализа


2.   Основное содержание опытно-исследовательской деятельности


 В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача дошкольного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

     Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений  для человека и самого себя.

     Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.


       Структура проведения игры - экспериментирования:

·       постановка, формулирование познавательной задачи;

·       уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;

·      выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

·       проверка гипотез;

·       проверки итогов, вывод;

·       фиксация результатов;

·       вопросы детей.


Познавательно - исследовательская деятельность может сочетаться с другими видами деятельности:

- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты;

-  познавательно - исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

- познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»).

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.


Проекты в опытно - исследовательской деятельности

Проекты в опытно - исследовательской деятельности – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Обычно проект состоит из трех этапов:

Первый – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками и подготовка оборудования и материалов;

Второй –  собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;

Третий – заключительный: обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется в зависимости от постановки задач. В ходе проекта дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, слушают музыку, знакомятся с литературными представлениями, сочиняют свои рассказы и сказки.


Условия для экспериментирования в группе

Работая по экологическому развитию детей и понимая значение  детского экспериментирования для психологического развития ребенка, мы открыли в старших  группах  «Детскую лабораторию». Оснастили ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей. В этой лаборатории мы  изучаем объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни…

 Это дает возможность:

·         работать с детьми небольшими подгруппами,

·         использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.

·         не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»)

Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходит 1 раз в неделю в четверг по 25-30 мин. Подбор детей в группы  с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.



Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче используются различные стимулы:

Ø новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;

Ø мотив помощи;

Ø познавательный мотив;

Ø ситуация выбора.


В лаборатории выделено:

1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различных коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)

2. Место для приборов

3. Место для выращивания растений

4. Место для хранения материалов (природного, бросового.)

5. Место для проведения опытов

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для песка, воды, мелких камней и т.п.)


Материалы для организации детского экспериментирования в группе

1. Банки, бутылки, крышки

2. Бисер, стеклярус, янтарь

3. Ведра, тазы, ванночки

4. Весы

5. Воронки

6. Галька, гравий

7. Глобус

8. Губки

9. Деревянные предметы

10. Детская посуда

11. Иллюстративный материал

12. Календари погоды и природы

13. Карта мира

14. Картотека опытов

15. Клеенчатые фартуки

16. Коллекция ракушек

17. Коллекция семян

20. Крупы

21. Природный материал

22. Пробки,  пуговицы.